Приоритетное направление в ГБДОУ № 44 художественно – эстетическое развитие детей, программы, используемые в части, формируемой участниками образовательных отношений, направлены на формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработку навыков восприятия произведений различных видов искусств.
Работа по художственно – эстетическому направлению организованна таким образом, что бы у детей равномерно были задействованы разные виды мышления (логическое, визуальное, слуховое, вербальное, кинестетическое, воображение и фантазия), развивались: культура эмоций, умение управлять чувствами, коммуникативные навыки, эмпатия - способность принимать позицию другого человека.
Цель ГБДОУ по художественно – эстетическому развитию: создать условия для формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества.
Задачи:
-
Приобщать к миру искусства;
-
Развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
-
Развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности;
-
Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми;
-
Создавать необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области художественно - эстетического воспитания.
Основные направления работы педагогов с детьми по художественно – эстетическому приоритету (части Программы, формируемой участниками образовательных отношений):
-
Ознакомление с предметным миром, миром людей и природы через произведения изобразительного искусства, художественной литературы, театра, музыки.
-
Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой деятельности (художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализованная и т.д.)
-
Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное и театральное искусство).
-
Становление эстетической развивающей среды.
Творческое развитие детей в ГБДОУ обеспечивают воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования на занятиях, играх в досуговой, творческой и трудовой деятельности, в режимных моментах, на праздниках и развлечениях, в театральной студии.
В совместной деятельности педагога с детьми используются такие методы: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение).
В самостоятельной деятельности используются методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
Взаимодействие с семьями по художественно – эстетическому приоритету: выставки совместных работ родителей и воспитанников, художественные досуги с участием родителей, оформление группового помещения к праздникам, совместные прогулки, посещения музеев. Работа ведется в трех направлениях:
- работа с коллективом ГБДОУ по организации новых форм взаимодействия с семьей;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, обмену опытом.
Групповые помещения оборудованы всем необходимым для художественно – эстетического развития: мольберты, оригиналы предметов декоративно-прикладного искусства, необходимый художественный материал для рисования, лепки, аппликации и художественного конструирования, альбомы по ознакомлению с видами и жанрами искусства. Выставки в группах используются для демонстрации оригинальных или самодельных образцов народного искусства и детского творчества. Творческий процесс сопровождают художественная литература, поэзия, музыкальные произведения.
Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется посредством пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических игр. Музыкальный руководитель формирует у детей певческие умения и навыки; развивает музыкальный слух, певческий голос. Осуществляются развитие музыкального восприятия, обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения, развитие художественно-творческих способностей. Учит детей различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. Развивает музыкальный слух, чувство ритма и музыкальной памяти. Музыкальный зал полностью оснащен материально-техническими средствами, в группах функционируют музыкальные уголки.
В детском саду созданы условия для проведения театрально-игровой деятельности. В комнате сказок и группах подобран материал для знакомства детей с различными видами театров – би-ба-бо, настольный, штокковый, теневой, пальчиковый,театральные тренажеры и куклы созданные в нашем детском саду и др. Есть маски, элементы костюмов, декорации, ширмы, уголки ряженья, предметы-заместители, аудиозаписи, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В ГБДОУ проводятся игры–занятия с детьми по театрализованной деятельности, выразительному движению с использованием дидактического материала по программе «Кукляндия» (созданного руками педагогов и родителей). Педагоги поощряют исполнительское творчество детей, предоставляют детям право выбора средств для импровизации и самовыражения, организуют выступления детей перед сверстниками и детьми из других групп.
Учитывая специфику режима работы ГБДОУ № 44 и художественно – эстетический приоритет - часть, формируемая участниками образовательных отношений выполняет терапевтическую функцию, направлена на снятие нервного напряжения, на создание обстановки эмоционального благополучия.